Современная школа управления

Основой современной системы управления являются инновационные и международные процессы.

Современный подход интегрирует и расширяет классические и неоклассические представления, рассматривая организацию в качестве «единого функционирующего организма» на всем этапе ее жизненного цикла.

Рассматривая организацию как систему, которая должна быть устойчивой, с гибкой организационной структурой, ориентированной на стимулирование индивидуальности и творческого потенциала руководящих кадров и сотрудников, можно выделить основные принципы современной теории управления:
— изменения, внесенные в какие-либо составляющие элементы системы, влекут за собой изменения в других ее компонентах;
— любая система после возможных изменений, вызванных внутренними или внешними факторами, стремится найти новую точку равновесия;
— система в целом и каждый ее элемент в отдельности имеют определенные границы своего развития, которые могут быть как полностью открыты (они более чутко реагируют на внешние воздействия), так и полностью закрыты (полностью изолированы от внешних факторов и имеют тенденцию к саморазрушению в долгосрочной перспективе);
— системам присуща определенная иерархия, которая обладает как формальными, так и неформальными властными структурами со сложными взаимодействиями.

Принято различать следующие основные организационные структуры управления школы системного подхода: дивизиональную, программно-целевую, единого, строительного бизнеса.

В центре внимания дивизиональной организационной структуры находятся продукты/рынки отдельных полей бизнеса (направлений деятельности). Главными элементами такой структуры служат отделения (по-английски — «division», отсюда и название структуры).

Управление отделениями (организационными единицами) осуществляется при полной оперативности, самостоятельности, возможности вступать в договорные отношения друг с другом, получать прибыль и осуществлять самофинансирование на основе согласованных долгосрочных целей и задач с высшим руководством.

К таким задачам относятся: модернизация и расширение производственных мощностей, переход на выпуск новой продукции, преобразование организационной структуры субъекта предпринимательства. Например, в корпорации IBM дивизиональная структура сочетается с программно-целевым подходом, в соответствии с которым решение задач, возникающих перед корпорацией, возлагается на специально создаваемые для этой конкретной задачи целевые, проектные или рабочие подразделения.

Читайте также  Самовольно возведенные объекты

Со временем такие группы могут быть преобразованы в так называемые внутренние фирмы, обладающие еще большей самостоятельностью, чем подразделения основной структуры. Поэтому такую организационную структуру можно охарактеризовать как постоянно обновляющуюся дивизиональную структуру, построенную и развивающуюся по программно-целевому принципу.

Более усложненным типом организационной структуры управления в современных условиях является единое стратегическое управление в сочетании с системой контроллинга.

Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.

Контроллинг (от англ. to control — контролировать, управлять) ориентирует управленческий процесс на достижение главной стоимостной (монетарной) цели предприятия — оптимизацию финансового результата через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности.

Единое стратегическое управление как метод является синтезом сочетания стратегического подхода к постановке задач и программно-целевого подхода к их реализации.

Стратегический подход отличается от долгосрочного подхода (долгосрочного планирования) тем, что он ориентирует предприятие не на существующие условия, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Иными словами, если долгосрочное планирование основывается на экстрополяции, то в соответствии со стратегическим подходом ставится задача прогнозирования (предвидения) изменений и заблаговременного приспособления к ним. Стратегическое планирование как принцип постановки задач появился в 60-е годы, когда уже давали себя знать возросшие нестабильность и динамичность внешней среды. Но попытка внедрить его без адекватного ему способа реализации задач натолкнулась на не восприятие сотрудниками и крупных компаний. Эту проблему и решило единое стратегическое управление.

Главными структурными звеньями крупной компании становятся так называемые стратегические хозяйственные центры, отвечающие за достижение определенных стратегических целей в «стратегических зонах хозяйствования». А поскольку цели и сами зоны претерпевают постоянные изменения, структура приобретает необходимую динамичность. Созданная в расчете на будущее, она вступает в противоречие с настоящим, что превращает ее из сдерживающего фактора в мощный инструмент ускорения развития компании. Механизм реализации стратегического подхода был создан, но он нуждается в постоянном обновлении, расширении самостоятельности сотрудников всех уровней и т. д. Современные подходы к управлению требуют выполнения следующих десяти «передовых принципов»:
— сильная вера в индивидуализм (уважение к личности);
— не существует изолированной схемы поведения, любое действие вызывает цепь поведенческих реакций;
— единый статус всех работников;
— приглашение на работу специалистов высочайшего класса;
— продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих;
— делегирование максимально возможной ответственности на самые низкие уровни управления;
— некоторые ограничения деятельности линейных управляющих;
— поощрение разногласий (притча «о диких утках»);
— развитие горизонтальных связей;
— личное стимулирование работающих.

Читайте также  Как купить квартиру без помощи посредников

С точки зрения системного подхода для высокотехнологичных организаций, в том числе для управления городской муниципальной недвижимостью, требующих глубокой специализации управления, наиболее эффективна комплексная, или матричная, структура.

Она подразумевает, что для осуществления некоторых функций применяется традиционная линейно-штатная иерархия, а для решения специальных задач требуется привлечение специалистов других структурных подразделений.