Классическая школа управления

Родоначальником традиционной теории является немецкий ученый Макс Вебер, который в работе «Протестантская этика и дух капитализма», (1904) и др., считал, что для индустриального общества присуща новая форма организации, называемая теорией бюрократии, авторитета и власти.

Бюрократии присущи определенные характерные черты — централизованное управление, высокая степень разделения труда и рациональная организация работы персонала, зафиксированные в письменном виде четкие должностные инструкции, установление правил и норм, регулирующих каждый организационный процесс, и др.

Продолжателями классической школы были:

Анри Файоль (начало XX века), который выделил пять ключевых функций эффективного управления — планирование, организация, руководство, координация и контроль;

Лютер Гулик (1930 г.) расширил основные функции управления, включив в него такие, как подбор персонала, составление отчетности и составление бюджета. Значительным вкладом в становление классической школы являются работы Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт (1885— 1920 гг.), Джеймса Д. Муни и А. К. Рейли (1931 г.).

Фредерик Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточена на том, что она делает успешнее всего. Тейлор положил начало исследованиям трудовых движений и затрат времени при выполнении производственных операций, целью которых было установление оптимальных уровней производительности и соответствующих уровней оплаты труда. Он назвал свой предмет «научная организация труда». В одном из наиболее известных своих исследований он установил: если логично организовать работы на участке металлургического завода, вместо целой бригады чернорабочих можно обойтись всего одним человеком.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, соблюдение которых приведет организацию к успеху.

Такими принципами являются:
— функциональный принцип, который отражает процесс разделения труда, т. е. уровень специализации развивается по мере роста организации . Организация стремится к объединению родственных видов деятельности в единое подразделение (специализированная бригада, участок (цех) предприятия и т. д.), т. е. наблюдается горизонтальный рост организации;
— скалярный (линейный) принцип связан с ростом организации по вертикальным связям. При этом выделяются два основных аспекта — принцип единоначалия, в соответствии с которым подчиненный подотчетен только одному начальнику, и принцип строгой иерархии, в соответствии с которым разрывы и пересечения в иерархии нежелательны;
— линейно-штабной принцип определяет основные направления взаимодействия между производственными и вспомогательными (консультативными) функциями. Руководящие (линейные) функции расположены по нисходящей вертикальной линии, вспомогательные функции осуществляют специалисты, консультирующие сотрудников, которые занимают руководящие должности;

Читайте также  Психологические аспекты сделок с недвижимостью

Типы организационных структур в классической теории управления — принцип нормы управляемости устанавливает оптимальное количество служащих, находящихся под началом одного руководителя.

На одного начальника, как правило, приходится не более 4—6 подчиненных при многоуровневой структуре (разновидность — матричная), что влечет за собой низкую норму управляемости и высокую иерархическую лестницу и больше подчиненных — при плоской структуре управления под руководством одного начальника .

Матричную структуру скорее можно причислить к достижению управленческой мысли, нежели практики, так как она с трудом поддается реализации. В матричной структуре подчиненный имеет не одного, а несколько начальников, каждый из которых отвечает за различные проекты или виды деятельности организации.